Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]



9.05.2002

15. Одну или две?

У винного отдела:

— Ну что, две возьмем или три?

— Наверное, три...

— А зачем? Вчера взяли три, так одна осталась.

— Ну тогда две.

Продавщице:

— Девушка, четыре бутылки водки и две ириски.

Из анекдота.

Речь пойдёт о двухголосии. Вернее о частном его случае, записи унисона. Том самом случае, когда нота верхнего голоса совпадает с нотой нижнего голоса. Существует масса способов записи унисонов в двухголосии, но у человека, осуществляющего нотный набор (то бишь, у нотовода), тем не менее, связаны руки, поскольку выбор способа записи осуществляет автор музыки или редактор. И тем не менее, всегда полезно знать свои права и обязанности. (Есть, например, некоторые счастливые нотоводы, которые сами себе композиторы, они же и редакторы.)

Итак, классический случай. На одном стане при двуштильной записи двухголосия одна из нот первого голоса совпала с нотой второго:


И. С. Бах. Сюита си минор

Как и следовало ожидать, одна нотная головка при этом ликвидируется, а вместе с ней и её случайный знак. Именно так происходит в ручном наборе при помощи пунсонов. При работе с компьютером, однако, вторая головка никуда не исчезла, её просто не видно позади первой. Именно так и происходит в Finale. Но на изображении это никак не сказывается, и все довольны.

Однако кое-что нужно будет сделать, если унисон придётся на ноту с точкой:

Когда ноты обоих голосов попадают между линеек, то их точки тоже закрывают одна другую, однако если нота находится на линейке, то обычно точку для верхнего голоса смещают вверх, а для нижнего вниз, что в случае унисона дало бы две точки. Механизма для удаления точек в Finale не предусмотрено, однако можно сдвинуть точку нижнего голоса так, чтобы она, подобно самой нотной головке, накладывалась бы на точку верхнего голоса. Для этого можно воспользоваться инструментом (Dot Tool). Поскольку расстояние между линейками всегда равно 24e, то сдвигать точку нужно, естественно, именно на это расстояние.

До сих пор мы рассматривали случаи, когда помимо совпадения высоты звука в разных голосах совпадала ещё и его длительность. Что же происходит, когда длительности отличаются?


Д. Д. Шостакович. Над Родиной нашей солнце сияет (клавир)

В данном случае восьмушки наложились на четверти. Поскольку головки у них абсолютно одинаковые, то принцип совмещения остаётся прежним. Однако, если головки отличаются, то их придётся раздвинуть также, как раздвигаются секунды:


Д. Д. Шостакович. Казнь Степана Разина (клавир)

Это делается либо вручную при помощи инструмента (Note Position Tool) либо автоматически во время ранжирования с установленным флажком Options / Document Settings / Music Spacing Options / Avoid Collision of Unisons. Вторая возможность имеет два недостатка: во-первых придётся (как и в случае ручного раздвигания унисона) отодвигать следующую восьмушку, поскольку изначально между восьмыми не столь много места, чтобы туда могла поместиться ещё одна нота, да ещё с точкой (в нашем примере). Лучше немного расширить весь такт, чтобы разница в расстоянии между восьмушками не бросалась в глаза. Второй недостаток заключается в том, что автоматическая раздвижка унисонов при ранжировании будет действовать и на те унисоны, где головки и даже сами длительности одинаковы, то есть во всех предыдущих примерах унисоны тоже оказались бы раздвинутыми. Впрочем, иногда это бывает нужно:


Г. В. Свиридов. Табун

Ю. А. Фалик. Concerto della passione (клавир)

Хотя в обоих примерах можно было бы совместить одинаковые нотные головки в унисонах, и их разделение является редакторским решением, но в обоих случаях есть причины, по которым было сделано именно так. В верхнем примере цитируется хоровая партия, в которой важно было показать divisi на три голоса, и в выбранном способе нотации это более рельефно. В нижнем же примере унисон с четвертью в нижнем голосе является ни чем иным, как повторением предыдущего унисона с половинкой, где половинка разделена тактовой чертой на две залигованные четверти. Поскольку в унисоне с половинкой совместить головки было нельзя, то в следующем унисоне, чтобы глаз легче улавливал сходство, выбрана была точно такая же запись. (В оригинальном издании этого произведения все унисоны без всякой на то причины записаны с отступлением от правила — не штиль к штилю, а наоборот.)

В старых изданиях (позапрошлого века), напротив, встречается и такая очень симпатичная запись унисонов разных длительностей (к сожалению, сейчас под рукой нет ни одного реального примера):

Вся прелесть этой записи заключается в том, что длительности верхнего голоса однозначно определяются вязками и ранжиром, таким образом можно не дублировать рядом две головки, а просто отдать её на откуп нижнему голосу. Дублирование головок, напротив, нарушило бы ранжир верхнего голоса, и его длительности перестали бы быть очевидными. В Finale верхний голос выводится поверх второго, поэтому чёрные головки первого голоса закроют белые второго, если их тоже не заменить при помощи инструмента (Note Shape Tool).

Такая запись становится гораздо менее симпатичной, когда вместо половинных нот в нижнем голосе оказываются четверти с точкой:


Л. Бетховен. Соната (op. 57)

Из-за тесноты запись теряет свою наглядность. Мешают и остальные элементы: лиги, дополнительные задержанные ноты. В общем, без поллитры не разберёшься. Вероятно, нотация унисонов с совмещённой головкой и с точками для одного из голосов имеет право на существование, однако для этого нужны более подходящие окружающие условия: широкая запись и отсуствие других утяжеляющих элементов (и помните, что сегодня ни один редактор за это не похвалит, как и за совмещение черных головок с белыми):


Ф. Шуберт. Соната (op. 164)

Что же касается предыдущего примера из бетховенской сонаты, то там мы видим ни что иное, как выписанную педаль. Такой приём обильно применяется в хоровой музыке современного композитора Смирнова. Однако приведённая запись громоздка, нечитаема и, если приглядеться, неточна. Есть гораздо более простой и наглядный способ выписывания педали (согласится ли на него автор/наследник/редактор — это уже другой вопрос):

Да, так вернёмся к нашим унисонам. Есть и другие ситуации, когда в унисоне необходимо выписывать головки обоих голосов при совпадении длительности. Это те случаи, когда кроме головки у ноты большие ничего нет, то есть эта нота целая или бревис:


Г. В. Свиридов. Табун

Конечно, помимо самой головки здесь есть соединительные лиги, и, в принципе, можно было бы головки и объединить, однако редактор в этом случае решил перестраховаться и продублировать головки тоже. Если бы не было лиг, то во всех случаях, кроме фортепианной (или любой другой клавишной) партии, это было бы просто необходимо.

Кстати, ещё несколько слов о записи унисонов в инструментальных и вокальных партиях. Если двухголосие на одном стане записано одноштильно, то при временном совпадении отдельных звуков необходимо такие места помечать одним из следующих способов, чтобы ни один из исполнителей ни в коем случае не подумал, что он молчит:

(Если вы хотите знать моё мнение, то все три этих способа являются перестраховкой, и по логике здесь достаточно одной головки на одном штиле без всякого указания «unis», так как оба исполнителя примут эту ноту за свою, если там нет иных указаний, типа номера партии или пауз в одном из голосов. Но это всё теория, на практике нужно подчиняться правилам.)

В то время, как реализация последнего способа сомнений не вызывает, первые два нужно отдельно пояснить. Чтобы получить в Finale унисон с двумя головками на одном штиле, нужно сперва набрать любой интервал, отличный от унисона, а затем переместить одну из его нот на высоту второй. Нота перемещается либо мышью в режиме (Speedy Entry), либо в режиме (Simple Entry) при помощи Ctrl+щелчка по ноте и последующих манипуляций клавишами «стрелка вверх» и «стрелка вниз».

Во втором способе для добавления второго штиля совершенно не обязательно вводить второй голос или второй слой. Штиль легко добавляется при помощи инструмента (Double/Split Stem Tool).

 

Резюме будет такое. В случае унисона в двухголосии хоть что-то должно свидетельствовать о втором голосе. У ноты может быть одна головка, но тогда должно быть два штиля; или один штиль, но две головки. Или один штиль и одна головка, но тогда хотя бы две точки или две лиги.


назад содержание вперед