Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]



03.05.2002

13. Нестандартные ключевые знаки

Чего только не придумают современные композиторы. Уже и тональностей им мало, и традиционное расположение ключевых знаков по октавам их не устраивает. Вот, например, с каким вопросом может столкнуться любой нотовод:


Каким образом установить нестандартные знаки альтерации, не подчиняющиеся правилам квартово-квинтового круга? Имеется ли возможность перемещения по октавам ключевых знаков альтерации, например: как установить при скрипичном ключе фа-диез в первой октаве [и] соль-диез в первой октаве?

К счастью, эта проблема решается стандартными средствами Finale. Чтобы не впадать в пространные объяснения, разберём лишь тот конкретный пример, который прозвучал в вопросе. Для удобства в цитате он выделен полужирным шрифтом.

Начинать, естественно, следует с щелчка по нужному такту в режиме (Key Signature Tool). Затем, после того, как в диалоге Key Signature вместо Major и Minor мы выбрали Nonstandard, появляется диалог Nonstandard Key Signature.

Дальнейшие действия распадаются на две задачи: нарушение кварто-квинтовой последовательности ключевых знаков и изменение их октавного расположения. (Вторая задача может быть выполнена независимо от первой, если надо поменять октаву, в которой появляется знак, не меняя порядок знаков.)

Для нарушения кварто-квинтовой структуры следует установить переключатель в положение Nonlinear Key Signature. Благодаря этому открывается доступ к нужным кнопкам в этом диалоге и одновременно появляются семь диезов — знаки для всех возможных в данный момент ступеней звукоряда. Теперь следует нажать кнопку AOrdAmt, что приведёт к появлению диалога Accidental Order and Amount.

Изначально мы имеем семь диезов, выставленных в правильном порядке. В вопросе требуется поставить фа# и соль#. Первый знак (Unit 1) совпадает с правильным, поэтому нажимаем Next, чтоб перейти ко второму. Высветившийся Step Level 0 означает, что диез появится для тоники (до). Переставляем его на 4 (соль). Теперь нужно убрать оставшиеся лишние пять диезов. Переходим к следующему (третьему) знаку, нажимая Next. В поле Amount заменяем значение 1 (альтерация на полтона вверх) на 0 (нет альтерации), что влечет за собой автоматическое отключение всех последующих знаков. Нажимаем OK — первый этап завершен, и мы возвращаемся в диалог Nonstandard Key Signature.

Для перестановки ключевых знаков в другую октаву нажимаем кнопку ClefOrd. Появляется диалог Accidental Octave Placement.

Здесь можно отдельно задать положение знаков в разных ключах. В вопросе говорилось о скрипичном ключе. Скрипичный ключ это Clef 0, как и стоит самого начала.

Для справки: чтобы узнать, какой ключ соответствует какому номеру, нужно в Finale войти в диалог Options / Document Settings / Clef Designer, где изображены все шестнадцать возможных ключей в порядке номеров (от 0 до 15).

Для первого знака (Unit 1) задана октава 1 (то есть на одну октаву выше «центральной тоники», которой в нашем случае является до первой октавы). Меняем значение на 0, чтобы знак появлялся октавой ниже. Переходим к следующему знаку (Unit 1) и производим аналогичную замену. Нажимаем Сtrl-OK и вываливаемся автоматически из всех диалогов: нужные ключевые знаки поставлены:

Во всём этом повествовании есть один маленький подвох: мы всё время исходили из расчёта, что тоника в этой невиданной тональности — до. На самом же деле, кто её знает, какая может быть тоника, когда при ключе стоят такие странные знаки. Вообще хорошо было бы выявить её (в данном случае это мог бы быть лидийско-миксолидийский лад с тоникой ре или фригийско-дорийский с тоникой си) и сообщить программе, нажав в диалоге Nonstandard Key Signature кнопку ToneCnt, но обязательно перед выполнением остальных описанных выше операций, так как от изменения тоники зависит нумерация ступеней, к которым привязаны ключевые знаки. С одной стороны, установка или неустановка тоники никак не повлияет на внешний вит нотного набора, однако есть две причины, по которым это могло бы потребоваться.

Первая причина заключается в том, что, возможно, в будущем появится музыковедческое программное обеспечение, которое на входе будет получать файлы от Finale. Для таких программ сохранение всех — даже невидимых — параметров нотного текста, будет жизненно важным. Многие ли из наборщиков, установив один бемоль при ключе, утруждают себя окинуть взглядом партитуру и установить после этого наклонение: (фа) мажор или (ре) минор? Для музыковедческих программ это будет столь же важно, как и само количество знаков.

Другая причина для того, чтобы указывать тонику, более приземлённая. Дело в том, что на протяжении произведения может быть не одна такая нестандартная тональность. Что, если в начале при ключе стоит фа# и cоль#, а через несколько страниц появится смена знаков на до#, ре# и фа#? А ведь это тот же самый лад, только на другой тонике!

Так что, друзья, не пренебрегайте тоникой.


назад содержание вперед