Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]


Нам помогают:
металлобаза волхонка отзывы

27.09.2002

19. Одну или две-2

Да, это правда, что Finale — нотнографическая программа, а не секвенсор. Если мы хотим получить качественную фонограмму, то, скорее всего, воспользуемся совсем другими средствами. Однако это обстоятельство не означает, что звуки, издаваемые Finale, совсем уж бесполезны.

Во-первых, прослушивание набранной партитуры помогает выявить многие ошибки набора. Во-вторых, у вас может возникнуть желание дать послушать результат работы заказчику. Ну, в общем, может появиться много разных причин. Главное, что это не требует почти никакой дополнительной работы. Почти. Некоторые детали, бывает, всё-таки хочется уточнить, чтобы звучание в большей мере соответствовало записи.

Одна из ситуаций, требующих нашего вмешательства, возникает в случае с унисонами. Проблема появляется в тот момент, когда в разных голосах длительности в унисоне отличаются. Звучание унисона прекратится по истечении более короткой длительности, а длинная из другого голоса будет «брошена». Вот пример:

Живой человек исполнит этот фрагмент так, как если бы он был записан следующим образом:

Finale же для каждого унисона честно отдаст синтезатору (звуковой карте) одновременно по две команды начать один и тот же звук, а затем последовательно две команды снять этот же самый звук. Естественно, большинство синтезаторов среагируют на первое снятие, и прозвучит вот что:

Как сообщает наш читатель Vladimir Batchin, не все синтезаторы поступают таким образом. Некоторые из них, видимо, подсчитывают количество команд начать один и тот же звук, и затем пропускают первые команды снятия этого звука, откликаясь на последнюю из них. Вот результаты опытов, проделанных Vladimir’ом:

Тянут длинную ноту в унисоне:
   - Virtual Sound Canvas;
   - PSR-1000 (т. наз. самоиграйка, поддерживает XG формат).

Не тянут:
   - встроенный в Windows “Microsoft Wavetable Synth”;
   - Roland XP30 (вероятно, и все семейство JV/XP);
   - Kurzweil 2000 (module);
   - Proteus 2000 (module).

Задача наша, следовательно, заключается в том, чтобы ноты верхнего голоса продолжали тянуться, после того, как нижний голос с них уходит. У этой задачи существует два решения. Какое из них применять — зависит от того, насколько часто в произведении встречается подобная фигура.

Решение 1

Если задать для каждого голоса отдельный MIDI-канал, то они не будут мешать друг другу, и ноты каждого из них будут звучать столько, сколько положено. Для этого следует открыть список задействованных MIDI-инструментов при помощи команды Window / Instrument List. Для каждого нотоносца в этом списке имеется запись вида

Если щелкнуть по треугольничку, находящемуся слева от названия нотоносца (в нашем случае [Staff 1]), то под этой строчкой появится список слоёв нотоносца, позволяющий задать для каждого слоя отдельный инструмент, например так:

Это решение стоит применять, когда унисоны из неравных длительностей встречаются в произведении повсеместно. Этот способ хорош тем, что позволяет за одно действие «разлепить» все унисоны в партии.

Однако следует иметь в виду, что обычно количество каналов в MIDI-генераторе ограничено шестнадцатью. Поэтому, если ваша партитура состоит из большого количества партий, то вам может не хватить лишнего канала для подобных манипуляций.

Решение 2

Данное решение состоит в том, что мы отключаем звучание короткой ноты, составляющей унисон, и, таким образом, будет звучать лишь длинная. Попутно мы убьём ещё одного зайца. Дело в том, что все унисоны в механическом исполнении обычно «выкрикивают» по сравнению с остальными нотами, поскольку один и тот же звук издают сразу оба голоса. Отменив звучание одного из них, мы решим и эту проблему.

Включаем слой с короткими нотами (в приведенном примере это второй слой, соответствующий нижнему голосу). Далее в режиме (Speedy), удерживая нажатой клавишу Ctrl, щелкаем по нужному такту. Появится рамка под названием Edit Frame с большим количеством параметров (см. скриншот).

При помощи кнопок Prev Entry и Next Entry найдём нужную позицию в такте. По мере нажатия этих кнопок обновляется информация в нижней части окна. Проверить, к какой ноте мы подошли, можно при помощи поля Displacement, цифра в котором означает вертикальное положение нотной головки на нотоносце. 0 соответствует нижней линейке, 1 — промежутку между нижней и следующей и так далее.

Если к одному штилю прикреплены сразу несколько головок, то перемещаться между этими головками созвучия можно при помощи кнопок Prev Note и Next Note.

После того, как нужная нота найдена, остаётся лишь убрать галочку Playback в нижнем левом углу рамки. Закончив редактирование нот этого такта, нажимаем OK. Если в процессе последующего прослушивания вы обнаружите, что отключили звук не у той ноты, у какой хотели, то ничего страшного — можно снова войти в эти параметры и восстановить галочку у одной ноты и убрать её у другой.

Недостаток этого решения состоит в том, что его нужно применять для каждого встречающегося в партии унисона, что может представлять собой достаточно трудоёмкое занятие. Впрочем, в качестве упражнения на C++, кто-нибудь мог бы написать соответствующий плагин, выполняющий эту задачу для выделенного фрагмента текста.


назад содержание вперед