Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]



22.01.2002

2. Какой длины штиль?
Этюды к шаблону

В палате мер и весов под Парижем хранится эталонный штиль. Его длина составляет ровно три промежутка между нотными линейками (что соответствует изображению интервала септимы). Впрочем, как и всё в этой жизни, длина реального штиля совпадает с эталонной только при определённых условиях: в одноштильной записи, при правильном направлении штилей, у нот, находящихся в двуоктавном диапазоне с центром на средней линейке. Этим условиям удовлетворяют всего семь позиций для штилей вверх и столько же для штилей вниз.

На самом деле, как видно из иллюстрации, согласно длине штиля все ноты можно разделить на три категории: ноты, штили которых такой же длины, как и эталонный (чёрные), ноты с удлинёнными штилями (красные) и ноты с укороченными штилями (зелёные).

Удлинённым штиль становятся в том случае, если он направлен от головки к нотоносцу (то есть, направлен правильно), а сама головка находится на значительном расстоянии от него (большем, чем длина эталонного штиля). Как бы далеко головка ни отстояла, штиль всегда должен достигать средней линейки нотоносца.

Рисовать штили правильной длины у нот этих двух категорий учат в подготовительном классе детской музыкальной школы. Это умеет делать и Finale.

Сложности возникают с третьей категорией нот — той, что с зелёными (то есть короткими) штилями. Во-первых, насколько они должны быть короче? А во-вторых, начиная с какого положения на нотоносце их следует укорачивать? Кроме того, вполне возможно, что длина их будет неодинакова — в зависимости от удалённости от средней линейки нотоносца. Скажем, в приведённом выше примере каждый следующий штиль на 3e короче предыдущего (e — это не евро, а Enigma Virtual Page Unit, сокарщённо EVPU, единица измерения, принятая во внутреннем представлении Finale. Рекомендуется работать именно с этими единицами, так как любые другие всё равно будут переведены в них, и переведены не точно. Даже если у вас активны другие единицы, вы можете в любой момент добавить букву «e» после введенного значения, и Finale будет знать, что оно задано не в текущих активных единицах измерения, а в евро… тьфу, в EVPU).

Так вот, Finale считает, что все укороченные штили должны быть одинаковой длины независимо от положения нот, к которым они относятся, а укорачивать их нужно, начиная с положения между третьей и четвёртой линейками. При заданных по умолчанию значениях (84e для полного штиля, 60e — для укороченного) может получиться довольно забавная картинка:

Ещё более забавной она становится, если рядом с четвертными нотами стоят восьмушки, поскольку штили у восьмушек (как стоящих отдельно, так и сгруппированных) Finale, почему-то, укорачивать не считает нужным:

Чтобы избавить себя от головной боли, предлагается вообще отключить эту возможность Finale, указав для укороченного штиля такое же значение, как и для полного (Options / Document Settings / Music Options / Shortened Stem Length 84e), и укорачивать штили в нужных местах вручную, пользуясь инструментом (Stem Length Tool) для отдельно стоящих нот или (Beam Angle Tool) для сгруппированных.

Есть ещё кое-что, влияющее на длину штиля у шестнадцатых нот. Особенно это было заметно в более ранних версиях Finale, где, благодаря стандартным настройкам шаблона можно было наблюдать следующее:

В последних нескольких версиях, правда, эти настройки были исправлены, однако, вполне вероятно, что вам придётся работать с файлами, созданными на основе старых шаблонов в древних версиях программы. В таком случае, обязательно нужно исправить настройки хвостиков у шестнадцатых. Дело в том, что, хотя во всех нотных шрифтах фирмы Coda имеются отдельные графемы для двойного хвостика, в старых шаблонах они, почему-то, не использовались, а хвостик наращивался программным путём, то есть путём добавления дополнительного элемента сверху. За счёт этого и вырастала длина штиля. Итак, для правильного использования графем для шестнадцатых хвостиков, зайдите в настройки Options / Document Settings / Music Characters / Flags и вместо нулей установите символы 114 и 82 для 16th Note Upstem Flag и 16th Note Downstem Flag соответственно. Затем из этой же панели зайдите в Positioning (Options / Document Settings / Music Characters / Positioning) и для 16th Note Upstem Flag задайте V: 24e (это можно сделать даже в шаблонах самой последней версии программы, где этот параметр равен 19е и, таким образом, штили у шестнадцатых всё равно некрасиво «торчат»). После всех проведённых настроек приведённый выше пример будет выглядеть более или менее прилично даже без ручной доработки:


назад содержание вперед