22.01.2002
2. Какой длины штиль?
Этюды к шаблону
В палате мер и весов под Парижем хранится эталонный штиль. Его длина составляет ровно три промежутка между нотными линейками (что соответствует изображению интервала септимы). Впрочем, как и всё в этой жизни, длина реального штиля совпадает с эталонной только при определённых условиях: в одноштильной записи, при правильном направлении штилей, у нот, находящихся в двуоктавном диапазоне с центром на средней линейке. Этим условиям удовлетворяют всего семь позиций для штилей вверх и столько же для штилей вниз.
На самом деле, как видно из иллюстрации, согласно длине штиля все ноты можно разделить на три категории: ноты, штили которых такой же длины, как и эталонный (чёрные), ноты с удлинёнными штилями (красные) и ноты с укороченными штилями (зелёные).
Удлинённым штиль становятся в том случае, если он направлен от головки к нотоносцу (то есть, направлен правильно), а сама головка находится на значительном расстоянии от него (большем, чем длина эталонного штиля). Как бы далеко головка ни отстояла, штиль всегда должен достигать средней линейки нотоносца.
Рисовать штили правильной длины у нот этих двух категорий учат в подготовительном классе детской музыкальной школы. Это умеет делать и Finale.
Сложности возникают с третьей категорией нот той, что с зелёными (то есть короткими) штилями. Во-первых, насколько они должны быть короче? А во-вторых, начиная с какого положения на нотоносце их следует укорачивать? Кроме того, вполне возможно, что длина их будет неодинакова в зависимости от удалённости от средней линейки нотоносца. Скажем, в приведённом выше примере каждый следующий штиль на 3e короче предыдущего (e это не евро, а Enigma Virtual Page Unit, сокарщённо EVPU, единица измерения, принятая во внутреннем представлении Finale. Рекомендуется работать именно с этими единицами, так как любые другие всё равно будут переведены в них, и переведены не точно. Даже если у вас активны другие единицы, вы можете в любой момент добавить букву «e» после введенного значения, и Finale будет знать, что оно задано не в текущих активных единицах измерения, а в евро тьфу, в EVPU).
Так вот, Finale считает, что все укороченные штили должны быть одинаковой длины независимо от положения нот, к которым они относятся, а укорачивать их нужно, начиная с положения между третьей и четвёртой линейками. При заданных по умолчанию значениях (84e для полного штиля, 60e для укороченного) может получиться довольно забавная картинка:
Ещё более забавной она становится, если рядом с четвертными нотами стоят восьмушки, поскольку штили у восьмушек (как стоящих отдельно, так и сгруппированных) Finale, почему-то, укорачивать не считает нужным:
Чтобы избавить себя от головной боли, предлагается вообще отключить эту возможность Finale, указав для укороченного штиля такое же значение, как и для полного (
84e), и укорачивать штили в нужных местах вручную, пользуясь инструментом (Stem Length Tool) для отдельно стоящих нот или (Beam Angle Tool) для сгруппированных.Есть ещё кое-что, влияющее на длину штиля у шестнадцатых нот. Особенно это было заметно в более ранних версиях Finale, где, благодаря стандартным настройкам шаблона можно было наблюдать следующее:
В последних нескольких версиях, правда, эти настройки были исправлены, однако, вполне вероятно, что вам придётся работать с файлами, созданными на основе старых шаблонов в древних версиях программы. В таком случае, обязательно нужно исправить настройки хвостиков у шестнадцатых. Дело в том, что, хотя во всех нотных шрифтах фирмы Coda имеются отдельные графемы для двойного хвостика, в старых шаблонах они, почему-то, не использовались, а хвостик наращивался программным путём, то есть путём добавления дополнительного элемента сверху. За счёт этого и вырастала длина штиля. Итак, для правильного использования графем для шестнадцатых хвостиков, зайдите в настройки
и вместо нулей установите символы 114 и 82 для и соответственно. Затем из этой же панели зайдите в ( ) и для задайте 24e (это можно сделать даже в шаблонах самой последней версии программы, где этот параметр равен 19е и, таким образом, штили у шестнадцатых всё равно некрасиво «торчат»). После всех проведённых настроек приведённый выше пример будет выглядеть более или менее прилично даже без ручной доработки: