Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]



1.08.2003

25. Возвращение смолкнувших нот

Пользователи Finale давно уже привыкли к тому, что у них всё время что-то пропадает. То лига исчезнет, то акцент улетит. А вот теперь дело уже дошло и до самих нот.

Исчезновение нот происходит достаточно таинственным образом. Finale показывает их на экране, печатает на принтере, даже проигрывает. Однако если экспортировать партитуру в MIDI-файл, то некоторые из них проигрываться перестают.

Нам уже были известны некоторые примеры пропадения отдельных звуков, однако тогда это проявлялось уже при проигрывании в Finale, в данном же случае оно происходит несколько позже

Благодаря коллеге homa, нам стали известны конкретные ситуации с пропавшими нотами. Вот одна из них (исчезнувшая нота помечена):

Сравнение всех аналогичных фрагментов позволяет увидеть, что во всех случаях исчезнувшему в MIDI-файле звуку предшествует этот же звук в другом голосе. В данном случае си в партии дискантов следует за тем же си в партии альтов.

Заглянем в недра MIDI-файла при помощи шестнадцатиричного редактора. Вот фрагмент файла, соответствующий приведённому выше нотному образцу:

/* Система кодирования информации в MIDI-файле проста. По сути нам нужно знать только две команды: 90 (включить ноту) и 80 (выключить ноту). За командой следует одно число, указывающее на высоту ноты, и другое, обозначающее громкость. Замыкает последовательность 00, если сразу же можно переходить к следующей команде, либо число, указывающее на временнýю задержку перед этим. */

Выпишем теперь все команды из MIDI-файла, соответствующие исследуемому такту, человеческим языком:

90 4C 40 Включить ми2 дискант
90 47 40 Включить си альт
8C Выждать четверть с точкой  
80 4C 00 Выключить ми2 дискант
90 47 40 Включить си дискант
80 47 00 Выключить си альт
90 40 40 Включить ми альт
84 Выждать восьмушку  
80 47 00 Выключить си дискант
90 47 40 Включить си дискант
80 40 00 Выключить ми альт
90 40 40 Включить ми альт
90 Выждать половинную  
80 47 00 Выключить си дискант
80 40 00 Выключить ми альт

Вот, что происходит, после того, как прозвучала первая четверть с точкой в такте: программа выключает предыдущий звук дисканта (ми2) и включает новый — си (эта команда выделена цветом). Затем то же самое для альта: выключает предыдущее си и включает новое ми.

Вопрос: почему же выделенная команда не работает? Ответ: потому что эта команда включает звук, который сразу же выключается следующей командой. MIDI-синтезатор не знает, что мы включили звук для дискантов, а выключаем его для альтов. Он мыслит в рамках одной «клавиатуры», а потому чётко выполняет команду включает звук и тут же выключает.

Таким образом мы приходим к старому решению, а именно распределить все голоса на разные MIDI-каналы. Как это делается — читайте под заголовком «Решение 1» в выпуске про неисполняемые унисоны.

 

— Да, кстати! — воскликнет внимательный читатель.— А почему же при проигрывании в самой Finale этой проблемы не возникало? Почему ноты пропадали только в MIDI-файле?

Судя по всему Finale при собственном проигрывании формирует иную последовательность команд (например, сперва выключая все предыдущие ноты, а затем включая все новые), нежели при записи в MIDI-файл, а потому этот дефект до поры, до времени и не проявляется.


назад содержание вперед